· Блог ·

Экономика впечатлений: что это?

 

История вопроса.

Понятие “экономика впечатлений” вводят Джозеф Б. Пайн, Джеймс Х. Гилмор в своей книге «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена». Они определяют ее, как новый этап социально-экономического развития общества, после сырьевой экономики, экономики товаров и услуг и говорят о том, что «открытое предложение впечатлений возникает тогда, когда компания целенаправленно использует услуги как сцену, а товары – как декорацию для того, чтобы увлечь клиента. Сырье равноценно, товары материальны, услуги нематериальны, а впечатления незабываемы.»[1]

Авторы книги делают акцент на важность участия человека в развитии этой экономики. Если сегменты сырьевой и товарной экономики сейчас во многих сферах автоматизированы и экономика услуг частично от этого пострадала, то сектор экономики впечатлений сейчас активно нуждается в качественно подобранных и обученных людях. Этот аспект еще раз подчеркивает актуальность данного исследования и его направленность на эффективные внутренние коммуникации.

Появление экономики впечатлений, с одной стороны, подтверждает смену парадигм и говорит о том, что потребитель сильно изменился. Решения о покупке того или иного товара/услуги в большей степени сейчас может строиться на полученных ощущениях и эмоциях. С другой стороны, в тех регионах, где это еще не совсем так, знания о принципах экономики впечатлений и попытка внедрения рабочих инструментов могут способствовать смене настроений в региональных сообществах – с преобладающего в обществе потребительского отношения на созидательное и проактивное. Именно соучастие в развитии гастрономической привлекательности территории может сформировать лояльное отношение на принципах доверия и уважения местных жителей к инициативам в области развития гастрономических продуктов и практик.

Модель Экономики Впечатлений.

Экономика впечатлений говорит о сдвиге, который сейчас происходит в сознании продвинутых потребителей, и в своей теории объясняет 4 типа впечатлений, востребованных сегодня в обществе.

Наиболее распространенные сейчас в нашей стране типы впечатлений – это развлечения с моделью пассивного поглощения и получения ощущений извне. К этому типу можно отнести классические театры, кино. Музеи и галереи можно отнести к модели пассивного погружения. От потребителя впечатления требуется просто “быть” и наслаждаться эстетикой места, помещения, изделий и пр. Последние несколько лет актуальность стали обретать активные модели впечатлений — “обучения” и “уход от реальности”. Они требуют действия, погружения с активным участием. К таким впечатлениям можно отнести интерактивные театры, кулинарные школы, квесты и прочие практики.

Шесть измерений общих ощущений.

“Впечатление основывается на теме, а передается с помощью незабываемых ощущений. Впечатления мимолетны, а ощущения навсегда остаются с человеком; именно в них реализуется главная тема, о которой мы уже говорили.”[2] Профессора Шмитт и Симонсон предлагают «шесть измерений общих ощущений», которые постановщики впечатлений могут использовать в развитии темы. В них входит время (настоящее, прошлое, будущее), пространство (местность, территория, открытое пространство/помещение), технологии (изготовленный вручную/изготовленный механическим способом, естественный/искусственный), подлинность (настоящий/поддельный), изысканность (роскошный/дешевый, обработанный/натуральный), масштаб (представление темы как большой или маленькой).

 

 

 

Автор попытался соединить критерии гастрономической привлекательности с выше представленной моделью экономики впечатлений (4-х квадратов) и получилась взаимодействующая система, соединенная в центре инструментами коммуникаций, которые способны обеспечить соединение всех модулей в единое целостное впечатление. В предыдущем посте было высказано предположение о том, что на разные поколения могут воздействовать разные критерии гастрономической привлекательности. В силу особенностей поколений, этот критерий не будет единственным, но будет являться определяющим.

Так, для бэби-бумеров точкой входа в гастрономическое впечатление в большинстве случаев может стать знакомство с новым продуктом (поход на рынок или на дегустацию), для поколения Х большее значение будет представлять комфортное и уютное место, для поколения Y определяющим станет возможность входа в новое сообщество и нетворкинг, а для подрастающего Z влияние на принятие решения о том, участвовать или нет, окажет возможность принять участие в нестандартных событиях и видах досуга (Таб. 3).

 

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ

(Ощущения)

ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

(Критерии)

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ

(Точка входа/стимул)

Эстетика Продукт Бэби-бумеры /ярмарки, покупать продукты и пробовать новинки/
Уход от реальности Место Поколение Х /новые интересные места, в которых они смогут переключиться от работы и интересно провести время со своей семьей/
Обучение Сообщество Поколение Y /поколение саморазвиваемых сообществ – пригласите их участвовать и они приведут с собой толпу/
Развлечение События Поколение Z /нестандартное событие, например, соединяющее еду с наукой и искусством.

Таб. 3. Интеграция модели Экономики Впечатлений в структуру гастрономической привлекательности и коммуникаций с поколениями

Авторы книги Экономика Впечатлений говорят, что «Самые богатые впечатления содержат в себе элементы всех четырех областей»[3]. Можно лишь добавить, что они станут еще богаче в момент, когда в них соединятся представители разных поколений и каждому это впечатление будет по своему интересно.

 

Материалы магистерской диссертации
«Гастрономическая привлекательность региона: оценка, методы вовлечения сообщества и стратапы»
Автор: Разумова Юлия Сергеевна
Преподаватель: Ларионова Е. О.
МВШСН (Шанинка), 2014

[1] Первичная ссылка: Джозеф Б. Пайн, Джеймс Х. Гилмор, Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. Вильямс. 2005 год, с. 13.

[2] повторная ссылка: Джозеф Б. Пайн, Джеймс Х. Гилмор. Указ. соч.

[3] повторная ссылка: Джозеф Б. Пайн, Джеймс Х. Гилмор. Указ. соч.

Теория поколений: для кого работает экономика впечатлений.

НА ЧТО СПОСОБНА КУХНЯ? Кейс #1. Нетворкинг.